Изображение Бодиско
Руководители школы Этюд
Дата основания
Школа непрерывно работает

ЛЕГЕНДА-962: МЕТОДЫ А.П. БОДИСКО ПЕРЕД КРАМАТОРСКОМ-1990

ЛЕГЕНДА-962: МЕТОДЫ А.П. БОДИСКО ПЕРЕД КРАМАТОРСКОМ-1990


Многие годы спустя, начинаешь по-новому осмысливать решения, принятые выдающимся детским тренером, основателем шахматной школы «Этюд» Александром Петровичем Бодиско. Зачем после открытия школы в 1988 году он сразу взял курс на «Белую ладью»? Александр Петрович изначально распространял свои амбиции на весть могучий Союз Советских Социалистических Республик и стремился к узнаваемости ШШ «Этюд» на всесоюзном уровне. Через жуткое по конкуренции первенство Москвы в каждом возрасте (раньше была «чётная» градация «до 10 лет», до «12 лет» и т.д.) на Союз отбирался всего один (!) юный шахматист – чемпион Москвы своего возраста. А с учетом того, что в Москве работали мощнейшие школы «Дворец Пионеров», школа Т.В. Петросяна, районные Дома пионеров, выход на всесоюзную арену можно было сравнить с выигрышем в лотерею. Поэтому, заметив разобщенность в шахматном школьном движении, Александр Петрович увидел путь, который вывел не одного гениального фанатика-одиночку, а целых 5 учеников ШШ «Этюд» на всесоюзную арену под его тренерским началом. Фактически создание в Москве на базе спортивной шахматной школы мощной школьной команды – это патент шахматной школы «Этюд». Насколько тернист был путь Александра Петровича рассказано в предыдущих главах.

При подготовке команды Александр Петрович не верил ни в какие сторонние методики, он верил только себе, своему опыту, т.к. в одном лице нес полную ответственность по спортивной и организационной части. Кратко резюмируя тренерское кредо Бодиско, можно выделить следующие три базовых элемента:

1. Авторитарный стиль управления.
2. Партия со взрослым шахматистом, как 10 партий со своими сверстниками (разделял подход Рустема Камского, с которым был знаком);
3. Команда должна быть сплоченным коллективом из учеников ШШ «Этюд», а каждый ее участник – гармонично развитым интеллектуально и физически ребенком (Александр Петрович на дух не выносил «гениальных» юных шахматистов-фанатиков в комплекте с соответствующими родителями. Истории про Аллу Пилипюк и «сопли-вопли» стали предметом воспоминаний в предыдущих главах).
Надо сказать, что творческое кредо могло и не сработать, но «Отрадное» тех лет с его «шикарным» широко расслоенным по уровню интеллекта и доходов населением (напомним, что во многом благодаря «хунвейбинам», в школе №962 появились Сергей Богатыревич и Евгений Наер) – было прекрасным фундаментом для практического воплощения тренерских задумок. Думаю, что где-нибудь в центре Москвы такой авторский подход А.П. Бодиско привел бы к полному провалу 

В шахматной школе «Этюд» всегда работал клуб для всех желающих, а когда по вечерам в будни или воскресный день собирались «заводчане» на первенство Кировского района или просто принять участие в турнире трудно было не сыграть с крепкими перворазрядниками или мощными кандидатами в мастера советской шахматной школы. Мы были полностью обеспечены мотивированными сильными взрослыми соперниками. Вспоминаю, что очень редко играл со своими сверстниками, только в ключевых официальных турнирах учебного года (Первенство Москвы, Командное первенство 8+2 и т.д.).

Сплоченности в команде Александр Петрович добивался выездными турнирами. Особенно яркие выезды были на фестиваль «Селигерское лето». Игра в турнире со взрослыми кандидатами в мастера и с совсем старшими товарищами из ШШ «Этюд» (Дмитрий Саулин, Сергей Апполонов, Константин Свистунов, Сергей Виноградов, Алексей Комонов и др.), футбол на свежем воздухе, рыбалка, пробежки по утрам, свободное общение вне шахмат без родителей и серьезного присмотра со стороны взрослых – очень способствовали тому, что мы друг друга лучше узнавали. Даже при возникновении конфликтов, мы их улаживали именно на таких выездах, на официальных турнирах – система работала без сбоев! Мы были единым коллективом, который верил в свои силы, а каждый поддерживал своего товарища по команде в любой ситуации (не помню ни одного случая, чтобы во время «Белой ладьи» кто-то позволил себе критиковать партнера по команде за неудачную партию). Нас правильно воспитывали и целенаправленно готовили к борьбе на высшем уровне с превосходящими по возрасту коллективами других городов. Интересно, что тогда это понимал только Александр Петрович Бодиско, а мы неосознанно двигались в заданном победном направлении! 

← Школьные истории