«Легенда-962» - шахматный путь к олимпийскому золоту

О книге и авторе
Книга честно от первого лица рассказывает о тернистом пути юного шахматиста Захарова Александра Сергеевича к олимпийскому золоту и является продолжением первой части «Легенды-962». Всех упомянутых в книге людей из мира шахмат автор знал лично, а в описываемых событиях принимал непосредственное участие в качестве одного из главных действующих лиц – шахматиста-спортсмена.
Книга структурирована по шести учебным годам, что лучше всего раскрывает логику жёсткой спортивной борьбы в каждом шахматном цикле. Первый учебный год «1991-1992» приходится на распад СССР и становление Российской Федерации, последний «1996-1997» – на завоевание в составе юношеской сборной России олимпийского золота в Белграде.
Не только специалисты, но и широкий круг читателей найдут на страницах книги неизвестные аспекты из многогранного мира шахмат, смогут познакомиться с эмоциями и мыслями юного шахматиста на пути к высшим спортивным достижениям.
Вступление
У каждого человека, как и у спортсмена свой жизненный путь. Моя дорога к олимпийскому золоту прошла через взлёты и падения, победы и поражения. Но в результате мне удалось четыре раза сыграть за юношескую Сборную России по шахматам, в том числе на первой такой олимпиаде 1993 года в Линаресе (Испания), собрать полный комплект медалей (золото, серебро и бронза), и в ранге капитана команды на первой доске стать Олимпийским чемпионом в 1997 году в Белграде (Югославия).
Оглавление
- Глава 1. У вершины юношеских шахмат
- Глава 2. Учебный год 1991-1992 «Новая шахматная страна»
- Глава 3. Учебный год 1992-1993 «Уникальное достижение в юношеских шахматах»
- Глава 4. Учебный год 1993-1994 «Кризис в игре вместе с родной шахматной школой»
- Глава 5. Учебный год 1994-1995 «Европейский дебют в элите юношеских шахмат»
- Глава 6. Учебный год 1995-1996 «Олимпийское серебро и подготовка к взрослым шахматам»
- Глава 7. Учебный год 1996-1997 «Время больших спортивных побед»
- Эпилог
- Послесловие
- Первоисточники для подготовки книги «Легенда-962» – шахматный путь к олимпийскому золоту
- Часть 1 (начало). «Легенда-962 - победители последнего всесоюзного турнира пионерских дружин "Белая ладья"»
Глава 1. У вершины юношеских шахмат
Параграф 1-1. Накануне решающей партии олимпиады
Тем, кто профессионально не занимался спортом, может показаться, что высшей наградой для спортсмена за его труд и бесконечные тренировки является победа в каком-то значимом соревновании. На самом деле состояние готовности шахматиста накануне решающей партии – это невероятное ощущение заряженности на победу. Так бывает далеко не всегда, ведь это и есть высшая награда от Богини шахмат Каиссы. Мне в таком состоянии удавалось пребывать примерно 5 раз и только за это я благодарен судьбе.
Еще до начала юношеской олимпиады 1997 года в Белграде было ясно, что решающее сражение за золото произойдет в матче со сборной Украины, которая по среднему рейтингу примерно на 100 пунктов превосходила Сборную России. На первой доске у наших главных соперников играл Евгений Кобылкин, которому на тот момент уже покорилась норма международного мастера, что было огромным достижением. В свою очередь я был первым номером по рейтингу в России среди шахматистов 1981 г.р., новоиспеченным вице-чемпионом Европы до 16 лет и самым опытным игроком олимпиады с уже завоеванными бронзой (1993 год) и серебром (1996 год). Наш тренер Анатолий Николаевич Терехин, в отличие от украинцев, слабо верил в перспективы Сборной России, особенно на моей первой доске. На общих собраниях периодически проскальзывали упаднические мысли об удержании второго места и непобедимой сборной Украины.
Итак, это моя четвертая и заключительная по возрасту юношеская олимпиада. В команде со мной Виталий Шинкевич (Пермь), Даниил Кузуев (Новотроицк) и Анатолий Яштылов (Оренбург) – все дебютанты сборной. Понимание, что партия на первой доске задаст тон всему матчу сложилось сразу, меня мало беспокоили регалии соперника и чёрный цвет. За время моей 10-летней профессиональной подготовки до этой важнейшей партии я отыграл на высшем уровне в юношеских шахматах 11 первенств России (6 раз с медалью) и выиграл последнюю всесоюзную «Белую ладью» в составе школы №962. Меня правильно воспитывали в семье, мой папа Сергей Иванович Захаров, и в шахматной школе «Этюд» Леонид Васильевич Бетин и Александр Петрович Бодиско, Владимир Викторович Вульфсон, а также мои старшие товарищи-Этюдовцы: Евгений Наер, Илья Шашнов, Сергей Богатыревич. Играя на высшем уровне, мне посчастливилось общаться с выдающимся старшим поколением моих предшественников 1978 и 1979 годов рождения: Дмитрий Чупров (вечная память светлому человеку), Евгений Прокопчук, Александр Мотылев, Александр Галкин, Максим Туров и Андрей Рычагов – все гроссмейстеры, которые внесли свой весомый вклад в мое шахматное развитие.
Вечером после самостоятельной подготовки, урагана мыслей о моих учителях и приободряющего тренерского «удержать в матче 2:2» я окончательно почувствовал состояние полной готовности к партии. Невероятное сочетание напряжения, спокойствия и ответственности за результат. Было ясно, что в самой острой и актуальной по тем временам линии «Принятого ферзевого гамбита» с третьими ходами е4 и Кс6 каждый будет стремиться только к победе. Евгений Кобылкин выходил обыгрывать меня, а я его. Партию с таким амбиционным спортивным сюжетом невозможно было придумать, ее нужно было заслужить годами упорного собственного труда, чтобы сыграть в ней главную роль…
Параграф 1-2. Альма-матер
Неприметная, находящаяся вдали от шахматной жизни и метро шахматная школа «Этюд» открылась в Москве 9 августа 1988 года. Именно этому помещению №VII площадью 168,4 кв.м в доме №10 на улице Римского-Корсакова выпало стать местом, где было воспитано целое поколение сильных шахматистов, в числе которых оказался и я сам. Пока, не вдаваясь в подробности, сформулирую так: «Не было бы Этюда, не было бы меня, как шахматиста» и никакие мои способности, таланты и прочее не смоли бы изменить данную ситуацию.
Основателю школы Александру Петровичу Бодиско, его соратнику и преемнику Максиму Леонидовичу Орлинкову, моему папе Сергею Ивановичу Захарову, а в последующем и мне приходилось не раз отстаивать священное право занимать данное помещение под шахматы. Во многом, именно это обстоятельство, наше упорство и искреннее желание развивать и популяризировать шахматы именно в Отрадном, постепенно придали помещению особый сакральный смысл и сделали его своеобразным местом силы для более чем 17000 шахматистов, воспитанных в разное время в школе. За 35-летнюю историю в стенах школы бывали Павел Двалишвили (в качестве ученика!), Александр Мотылев (мой главный шахматный товарищ середины 90-х), Владимир Поткин (большой друг школы), Сергей Шипов (в качестве приглашенного гостя), Александр Грищук (в качестве почетного гостя), Вадим Звягинцев (в качестве соперника по матчу с Дворцом пионеров на Воробьевых горах) и многие-многие другие.
Для меня лично шахматная школа «Этюд» и есть моя сознательная жизнь, которая началась с 7-летнего возраста. Можно сказать, что практически во всех значимых для школы исторических событиях я принимал непосредственное участие сначала в качестве шахматиста-спортсмена, потом в качестве тренера, далее спонсора, а в новейшей истории в качестве лица, пришедшего на смену Александру Петровичу Бодиско. События этой книги относятся к периоду «шахматист-спортсмен», поэтому дальнейшие детали и воспоминания будут посвящены именно этому детско-юношескому периоду моей жизни.
В момент открытия в ШШ «Этюд» собрался отличный тренерский состав, ключевые роли в котором играли Леонид Васильевич Бетин (работал с начинающими), Владимир Арьевич Шишкин (время от времени работал совсем со старшими ребятами, а со мной провел первый в жизни шахматный урок в доэтюдовские времена в Кировском доме пионеров) и Александр Петрович Бодиско (принимал после соответствующей подготовки юных шахматистов от Бетина). Надо отметить, что данная эффективная, но крайне неустойчивая конструкция продержалась около 2-х лет, а дальше Александр Петрович полностью сосредоточил власть у себя в руках, единолично принимая решения. Думаю, что события, связанные с распадом СССР, отъездом Шишкина в Польшу, возвращением Леонида Васильевича к историческим наукам, отчасти стали следствием резких революционных действий Бодиско при управлении ШШ «Этюд».
Система подготовки в те годы не предполагала раннего старта, в шахматы массового приходили в возрасте 9–10 лет. Такие, как я были редкостью, и мне неизбежно приходилось ежедневно доказывать свое право находиться в одной группе со старшими товарищами, которые особо не церемонились в отношении «малышей». Кроме этого, массовые турниры в Этюде практически всегда проходили с включением в состав взрослых «заводчан» сурового Кировского района. Мне естественным образом не приходилось тренироваться вместе со своими сверстниками. И это было очень хорошо, т.к. именно в родных стенах в подобных противостояниях в ускоренном режиме закалялся характер, приходило понимание игры. Удивительное чувство, когда занимаешься в группе начинающих, с тобой вместе сидит самый сильный и старший тебя на 4 года мальчик по фамилии Певнев. Практически всегда на тренировках ты проигрываешь, становясь объектом для довольно едких насмешек. И вот итоговый турнир на разряд, все тот же Певнев напротив тебя, партия как обычно катится под откос. И вдруг, я начинаю понимать, что соперник просто ничего не понимает по сравнению со мной, возникает какая-то легкость, его как будто нет. Положение постепенно выравнивается, одерживается победа, а Певнев вообще исчезает из шахмат. Ровно по такой же схеме у меня проходили «озарения» с Романом Моревым на уровне второго разряда (долгое время возглавлял вторую команду ШШ «Этюд» и был её капитаном), с крепким первокатегорником-заводчанином Щебетовым, а на уровне кандидата в мастера – с Александром Берковичем, Ильей Матвеевым и Алексеем Комоновым… Почему-то мои партии-озарения «ломали» соперников, и они выпадали из интенсивных занятий шахматами. Напротив, после таких партий я поднимался на качественно новый уровень в игре. Все эти случаи объединяет одна важная вещь, «озарения» происходили в экстремальных для маленького мальчика психологических условиях, но в стенах родной школы. Искренне считаю, что это была колоссальная помощь со стороны Альма-матер.
Еще одним фактором, который поддерживал меня на протяжении ВСЕЙ профессиональной юношеской шахматной карьеры, являлась возможность «зализать раны» после тяжелых поражений. В шахматах игроки испытывают огромное психологическое давление, особенно на фоне неудач, которые случаются у каждого. Шахматная школа «Этюд» была тем местом, где я мог прийти в себя, где меня поддерживали старшие товарищи и словом добрым, и просто дружеским советом. День-два, неделя и я снова был в игре предельно сконцентрированный и мотивированный. Я любил ШШ «Этюд», а школа отвечала мне взаимностью. Эта поддержка – не пустой звук, а просто мой собственный опыт, на который хочу обратить внимание многих родителей, перебегающих с места-на место. Место силы – это не деньги, а отношения людей, образующих данное сообщество. Только здесь шахматист может полноценно восстановиться и подготовиться к покорению настоящих спортивных вершин.
Параграф 1-3. Олимпийская мечта
История юношеских шахматных олимпиад начинается с июня 1993 года, когда известный по супертурнирам в Линаресе сеньор Луис Рентеро решился впервые принять в легендарном отеле «Anibal» шахматистов до 16 лет со всего мира. Любопытно, что, вплоть до 1995 года «до 16» означало «не включая», а вот уже с 1996 года была введена правильная возрастная градация, принятая ФИДЕ для детско-юношеских первенств мира. Т.е. в первой юношеской шахматной олимпиаде могли принимать участие шахматисты 1978 г.р. и моложе, а вот в 1996 году – 1980 г.р. и моложе. Несмотря на общую неразбериху, свойственную первому подобному мероприятию, в Линаресе собрались сборные команды со всех стран мира, по-настоящему, представительный состав: США, Франция, Германия, Испания и многие другие шахматные страны, системно работавшие с детско-юношескими шахматами.
Для меня участие в составе третьей команды России стало большой честью и самое главное дало возможность на международном уровне понять, что такое «доминация советской шахматной школы». Наша первая команда, составленная из выдающихся шахматистов 1978 и 1979 г.р., играючи громила своих конкурентов. На дистанции в 12 туров примерно за два-три матча до завершения олимпиады было понятно, кто стал победителем. Это была тотальная доминация, демонстрация шахматной силы и мощи именно советской шахматной школы. Тот звёздный первый состав достоин того, чтобы быть полностью перечисленным с кратким образом каждого:
- 1 доска – Чупров Дмитрий (1978 г.р., Курган), «Железная воля и принципиальная позиция по каждому вопросу, без компромиссов и пощады».
- 2 доска – Прокопчук Евгений (1978 г.р., Тюмень), «Самый стильный шахматист и футболист».
- 3 доска – Гусаков Сергей (1978 г.р., Тюмень), «Душа компании».
- 4 доска – Туров Максим (1979 г.р., Ростов-на-Дону), «Былинный богатырь с широкой русской душой».
- запасной – Мотылев Александр (1979 г.р., Екатеринбург), «Беззаветная любовь к шахматам и огонь на шахматной доске».
На дистанции в 12 туров на сумму очков каждым участником первая Сборная России набрала фантастические 38 очков из 48 (+28!). Я был свидетелем этой мощи и одним из соперников «шахматной машины» по матчу «Россия-1 vs Россия-3». Именно в ходе Олимпиады мне удалось ближе познакомиться со всеми ребятами из первой команды, и моя олимпийская мечта приняла абсолютно точные очертания: «Победа в составе Сборной России на первой доске в ранге капитана команды». Только такое спортивное достижение я считал для себя достаточным, чтобы встать в один ряд с моими выдающимися предшественниками.
Не скажу, чтобы я был сходу принят старшими ребятами за «своего». С приколами-подколами в сторону младшего шахматиста из Москвы я упорно двигался в сторону того, чтобы узнать каждого и перенять лучшие качества для совершенствования своей игры. Мой собирательный пример для подражания был выбран не совсем стандартно, что накладывало необходимость скрупулезной фильтрации в каждом конкретном случае. Интуитивно я понимал, что учиться нужно не у тех, кто является прямым конкурентом по отборочному циклу, поэтому вполне логично, что мои примерные «погодки», не менее выдающиеся шахматисты (все – будущие гроссмейстеры), сразу были переведены в разряд соперников: Владимир Малахов, Алексей Илюшин, Евгений Шапошников, Павел Смирнов, Дмитрий Яковенко, Александр Грищук и другие. Я ничего не собирался перенимать у них, а просто готовился к жесткой конкурентной борьбе в главных турнирах детско-юношеского отборочного цикла.
Параграф 1-4. Папа
Мой Папа, Захаров Сергей Иванович, сыграл огромную роль в том, чтобы я оказался у вершины юношеских шахмат рядом с олимпийской мечтой. От банального познакомил с шахматами и научил играть – до серьезных вещей, связанный с отправкой меня одного на шахматные турниры, мягко говоря, в совсем еще юном возрасте.
Высочайшая степень доверия была открыта мне благодаря правильному воспитанию, которому Папа уделял действительно много времени. Его последующие слова о помощи младшим сестрам и брату (их в семье еще трое) «Помоги им, разберись, реши вопрос!» я воспринимал неправильно, адресуя обратно к Папе, «линия обороны» которого была выстроена фундаментально и грамотно: «Все свои силы я потратил на тебя!». Только с появлением собственного ребенка пришло понимание, что это действительно так.
Часть 1 (начало). «Легенда-962 - победители последнего всесоюзного турнира пионерских дружин "Белая ладья"»