Уроки шахмат - уроки жизни

Шахматы развивают в человеке логику, волю, способность к концентрации. Трудно представить всю ту пользу, которую может принести изучение этой благородной игры в раннем возрасте. Не случайно президент Международной федерации шахмат Кирсан Илюмжинов предложил сделать шахматы одним из предметов школьной программы.

Если в столице уроки шахматного искусства в школах – уже не новшество, то для Тамбовской области введение в учебных заведениях этой дисциплины является серьезным шагом вперед. И пионером в этом стал наш Сосновский район. Именно здесь впервые на Тамбовщине появился урок шахмат. В прошлом учебном году его ввели в Сосновской школе №1, а в конце сентября этого года занятия начались и в Сосновской школе-интернате. Урок обязателен, и посещают его ученики 1-4 классов. 

Сосновские школьники сыграли с Международным мастером по шахматам 

– Поначалу это был только эксперимент, – поясняет директор школы №1 Наталия Савинкина. – Он проводился по инициативе нашего земляка Владимира Топоркова и Международного мастера по шахматам, руководителя шахматной школы «Этюд» Александра Захарова. Они подарили нашей школе инвентарь, необходимый для проведения уроков, и учебники. На мой взгляд, эксперимент удался. И теперь этот предмет введен в школьную программу. Сейчас шахматами у нас занимается шесть групп, это более 60 детей. Занятия ведет Петр Скворцов. Он самостоятельно разработал интеллектуально- познавательную программу «Королевская игра», по которой теперь и занимаются ребята. Она получила положительную экспертную оценку в области. Мы гордимся, что именно у нас урок шахмат появился впервые в области. 

Детям новый предмет пришелся по душе. Они с интересом слушают своего учителя, быстро расставляют фигуры на доске и увлеченно бросаются в бой. Для них пока не имеет значения, насколько полезна эта игра. Главное – она интересная. 

– После того, как у нас появился этот урок, и родители, и педагоги стали замечать, что у детей даже словарный запас больше стал, – отмечает Наталия Викторовна. – Например, ребенок может сказать про кого-то: «Ну ты стратег!» Значит, школьники не только в шахматы играть учатся, но и кругозор у них становится шире. Родители также охотно поддерживают наше начинание, мы от них только положительные отзывы слышим. В этом году у нас вводится предшкольный класс, где тоже будут уроки шахмат. Когда мы сообщили об этом родителям, они восприняли это с большим энтузиазмом!
Самому учителю шахмат, неоднократному чемпиону Сосновского района Петру Скворцову было нелегко привыкнуть к новым условиям работы. Ведь до сих пор среди его учеников не было столь юных и неискушенных в игре. Но постепенно дело пошло на лад. 

– Мне было непросто научиться общению с малышами, – улыбается он. – Но помогло то, что я в детстве участвовал в самодеятельности. Воспользовался своими актерскими способностями и стал говорить с детьми на собственном языке. Ребята меня с большим интересом слушают, вопросы задают. На первых занятиях я провожу знакомство с шахматами, рассказываю, что это за игра, где и когда она появилась, объясняю цель игры. Потом дети начинают учить названия фигур, как они ходят. Ну, а потом – самое интересное, практические занятия. Я считаю, что обучение игре в шахматы детям только на пользу. Ведь они развивают у ребят логику, интуицию, усидчивость, умение концентрироваться, помогают принять решение в сложной ситуации. У меня, например, в жизни было много ситуаций, когда именно шахматы помогали просчитать свое положение и найти вы ход. 

Прошлой весной инициатор эксперимента Александр Захаров провел в школе №1 сеанс одновременной игры. Дети были по-настоящему счастливы сразиться с таким маститым противником. Хотя кое-кто и плакал потом от досады, потерпев поражение. Эта игра показала: дети к тому моменту освоили шахматы на 70 процентов. 

– Я был не очень доволен этим результатом, – говорит Петр Николаевич. – 70 процентов – маловато. Хотя и времени у нас не так много было – всего два с половиной месяца. Но мы будем стараться улучшить этот результат. Тем более что заинтересованность у ребят есть. Не успеешь в класс зайти, а они уже с вопросами атакуют. Сейчас уже ясно, у кого какие способности к игре. Есть хорошие ребята – Антон Рожков, Илья Ожогин, Илья и Николай Чумаковы. Хочу отметить способности Насти Байбары – у нее талант на генетическом уровне заложен, ведь ее дедушка 27-кратный чемпион района. Еще у Галэ Авдалян неплохие данные: она волевая, цепкая. Алексей Карпушов – толковый ученик. Его мама говорит, что он всегда очень ждет этого урока. Мама и сама довольна, что ее сын усидчивости учится и логическому мышлению. И я доволен, ведь в школе есть настоящий, полноценный урок шахмат! 

Кстати, в перспективе Сосновская школа №1 планирует проводить в своих стенах мастер-классы по шахматам. А в феврале и вовсе намечается знаковое событие – сетевая игра с московской школой, где такие уроки введены уже давно. 

Юный шахматист не станет хулиганом 

В этом учебном году Владимир Топорков и Александр Захаров подарили все необходимое для уроков шахмат Сосновской школе-интернату. Здесь учителем «королевской» дисциплины стал перворазрядник Сергей Ведищев – один из самых опытных шахматистов Сосновского района. Занятия в интернате начались 21 сентября. 

– Я, как и все руководство школы, охотно поддержала инициативу по введению урока шахмат, – говорит заместитель директора Сосновской школы-интерната по воспитательной работе Марина Чепрасова. – Сама я закончила институт физкультуры, и до сих пор увлекаюсь шахматами, да и все члены моей семьи – тоже. Поэтому я отлично знаю, насколько полезна эта игра. Она формирует личность и волевые качества человека, развивает интеллект. В настоящее время у нас занимается шахматами 20 ребят. 

Пока трудно сказать, что этих детей ждет в будущем. Ясно одно: уроки шахмат – это уроки жизни, а значит, в судьбе малышей сыграют не последнюю роль, даже если гроссмейстерами те не станут. То, что сейчас воспринимается лишь как увлекательная игра, в дальнейшем может стать стилем жизни.

– Дети у меня хорошие, материал хорошо осваивают, – гордо говорит Сергей Ведищев. – Мы занимаемся по учебнику «Хочу учиться шахматам!» Это специальный школьный учебник, который написала Анна Дорофеева, Международный мастер, чемпионка Европы среди девушек и двукратная чемпионка Москвы среди женщин. Нам подарили инвентарь для занятий, демонстрационную доску с магнитными фигурами – для наглядности. Конечно, чтобы достичь больших успехов в этой игре, необходимо особое мышление, логическое. Но развить его в себе может каждый. Особенно если начать в раннем возрасте. Вот почему преподавание шахмат в школе может принести такую пользу. Шахматист рассчитывает варианты как на доске, так и в жизни. Сначала взвесит все, а потом действует. 

Заниматься в интернате начали с азов. Некоторые шахматисты-первоклашки еще и русские буквы толком не выучили, а уже знакомы с латинским алфавитом. Кстати, шахматы помогают не только алфавит выучить. Умение просчитывать ходы в уме способствует успехам во многих точных науках. Не говоря уже о том, что шахматы учат только хорошему и дисциплинируют. Ведь среди шахматистов никогда не было ни хулиганов, ни наркоманов.

– Мне шахматы очень нравятся, я на все занятия хожу, – говорит ученица 1-го класса Лиза Баженова. – Я уже знаю, как фигуры называются. Вот это пешка, она ходит прямо, а бьет по диагонали. Вот это слон, это конь, а это – ферзь. 

– Первый опыт по введению уроков шахмат в Сосновской школе № 1 оказался очень успешным, – подводит итог Александр Захаров. – Поэтому мы продолжаем эти занятия в других учебных заведениях. Следующая на очереди – Сосновская школа № 2. Мне хотелось бы надеяться, что со временем эти интересные и полезные уроки появятся и в школах за пределами райцентра. Они помогут выявить способности детей в этом виде спорта. Вскоре в Сосновке появится новый спорткомплекс, где, в том числе, будет и шахматная секция. Самые способные ребята будут впоследствии заниматься там.  

"Сосновская жизнь" №40 (80) от 12 октября 2010 г.

ОКНО В ШКОЛУ

Четвертый...«Moscow O...Турнир «э...3 0Командный...