Школа будущих гроссмейстеров

В Сосновской школе № 1 пошли на необычный эксперимент: младшие школьники начали осваивать уроки шахматной игры. Инициатор этой редкой даже по меркам России затеи Международный мастер по шахматам, ученик московской шахматной школы «Этюд» Александр Захаров. Он смог убедить руководство школы, что детям эти уроки принесут только пользу:

- Смысл этих уроков не в том, чтобы воспитать профессиональных мастеров, - объясняет Александр Захаров, - главное, что шахматы развивают интеллект, учат системно мыслить, концентрировать внимание, принимать взвешенные и продуманные решения. Кто умеет играть в шахматы, и во взрослом возрасте легко адаптируется к сложным жизненным ситуациям, не паникует, а разумно ищет выход. И начинать обучение лучше с совсем юного возраста. Наверняка из общего потока выделятся пара-тройка особо талантливых детей, которые впоследствии займутся шахматами серьезно, уже на базе шахматного клуба в новом спортивном центре. Но еще раз повторю, что наша задача - воспитать любовь к шахматам в массовом порядке, а не выращивать в школах чемпионов.

Для семидесяти одного ученика первых и вторых классов созданы все условия для комфортного и нескучного вхождения в мир пешек, слонов и королей. Каждый ребенок снабжен доской и фигурами, а на специальной демонстрационной доске с помощью магнитов передвигаются большие фигуры, складывающиеся в сложнейшие партии. Помогают в обучении и детские учебники по игре в шахматы, где увлекательно и постепенно рассказывается о правилах игры. 

Каждый класс занимается один раз в неделю, по сорок пять минут. В роли учителя выступает известный в районе шахматист, кандидат в мастера спорта Петр Скворцов. Впрочем, ему помогают общаться с детьми профессиональные педагоги, классные руководители обязательно присутствуют на уроках.

- Дети с удовольствием учатся играть в шахматы, - говорит директор школы Наталья Савинкина, - удивительно, но они на лету схватывают шахматные термины, и даже, не зная английского языка, быстро запомнили систему шахматных координат, написанных латиницей, и то, что первый ход пешки е2 - е4.

Пока дети осваивают азы шахматной науки: они научились расставлять фигуры, узнали их названия и поняли, что конь ходит буквой «Г».

Уроки проходят эмоционально. Петр Скворцов, вооруженный линейкой, пытается объяснить ребятам, что шахматы - это не игра в куклы, и «гулять» по доске как заблагорассудится и тем более без его команды, не рекомендуется. «И не путать ферзя с королевой, пожалуйста!» Дети то слушаются, то, увлеченные спорами, кому играть белыми, а кому черными, по нескольку раз переворачивают доски, сбивая логику партии в хаотичный набор фигур. Петр Николаевич терпеливо наставляет начинающих шахматистов на путь истинный, успевая одновременно пообщаться с одним из мальчиков, который хвалится выполненным домашним заданием: в шахматном учебнике он совершенно правильно определил по рисунку названия фигур.

Тем временем, к демонстрационной доске выходит первоклассник Алеша Краснослободцев. Петр Скворцов разбирает с ним многоходовку, замечая при этом: «Испанская партия, одна из самых интересных!» Алеше эти слова пока ни о чем не говорят, но он внимательно наблюдает за учителем и повторяет ходы. И пусть поначалу это происходит механически, но кто знает, не выиграет ли когда-нибудь Алеша эту партию у своего педагога? А если даже не выиграет, то думающим человеком вырастет обязательно.

Татьяна ГЛОДЕВА. Сосновская жизнь №9(49) от 9 марта 2010 г.

ОКНО В ШКОЛУ

Полуфинал...Открытие ...Турнир 13...Мемориал_...Турнир па...